14 апреля 2023г. был официально опубликован и вступил в силу нашумевший «закон об электронных повестках» – Федеральный закон от 14 апреля 2023г. № 127-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 127-ФЗ).

Закон № 127-ФЗ предполагает внесение ряда существенных изменений в законодательство РФ о воинском учете. Коротко остановимся на ключевых из них.

 

  1. Формирование Реестра воинского учета

В соответствии с Законом № 127-ФЗ воинский учет предполагается вести преимущественно в автоматическом режиме.

Закон № 127-ФЗ предусматривает создание так называемого государственного информационного ресурса, то есть реестра, который содержит сведения о гражданах, необходимые для ведения в отношении них воинского учета (статья 8.1 Закона о военной службе в редакции Закона № 127-ФЗ).

В целях формирования государственного информационного ресурса Закон № 127-ФЗ закрепляет обязанность государственных и муниципальных органов, а также ряда организаций сообщать имеющуюся у них информацию о гражданах.

На основании сведений государственного информационного ресурса, а также иной информации, которую военкоматы получают из других государственных ресурсов и систем, в автоматическом режиме формируется Реестр воинского учета.

Постановка на воинский учет, снятие с воинского учета, актуализация сведений воинского учета производятся военкоматом на основании сведений о гражданине, поступающих в Реестр воинского учета, и не требуют явки гражданина в военкомат.

 

  1. Воинский учет по новым правилам

Первоначальная постановка на воинский учет осуществляется военкоматом путем включения сведений о гражданине в Реестр воинского учета.

Постановка на воинский учет производится в соответствии со списками граждан, сформированными на основании информации, которая содержится в государственном информационном ресурсе.

Военкомат может осуществлять постановку на учет без личной явки гражданина.

В таком случае медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор в отношении граждан в момент постановки на учет не проводятся. Эти мероприятия должны быть проведены при последующей явке гражданина в военкомат.

Граждан, поставленных на учет без личной явки, при необходимости могут пригласить в военкомат для сверки сведений.

В аналогичном порядке может производиться зачисление граждан в запас.

 

  1. Новые правила вручения повесток

Применительно к процедуре вручения повесток Закон № 127-ФЗ предусматривает сразу несколько нововведений.

Необходимо иметь в виду, что данные нормы касаются как повесток, направляемых в связи со срочной военной службой, так и в случаях мобилизации.

 

  • Реестр повесток

На основании сведений о направлении гражданам повесток, которые вносятся в Реестр воинского учета, формируется общедоступный ресурс – Реестр повесток (статья 8.3 Закона о военной службе).

В Реестре повесток содержатся копии направленных повесток, сведения о направившем повестку военкомате, информация о дате и времени направления повестки и о дате и времени явки в военкомат, сведения о призываемом гражданине и о месте его жительства.

 

  • Порядок вручения повесток

Отныне повестки должны оформляться на бумаге и дублироваться в электронной форме (пункт 2 статьи 31 Закона о военной службе).

Повестка в бумажном виде теперь может вручаться как лично (работниками военкомата, руководителями по месту работы (учебы)), так и направляться по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Порядок направления повестки в электронной форме будет определяться Правительством РФ.

Можно предположить, что такие повестки будут размещаться в личном кабинете гражданина на портале «Госуслуги».

 

Повестка, направленная гражданину, считается полученной:

— с момента вручения повестки лично под расписку (если гражданин отказывается от получения повестки, повестка считается врученной в день такого отказа; отказ фиксируется путем проставления работниками военкомата на повестке соответствующей отметки);

— в день доставки повестки по почте (при наличии в уведомлении о вручении соответствующей отметки почты о том, что вручение состоялось);

— с момента размещения электронной повестки в личном кабинете гражданина;

— по истечении 7 дней с даты размещения повестки в Реестре повесток (если повестка не была получена гражданином ни одним из указанных выше способов).

Таким образом, если бумажная и электронная повестки по каким-то причинам не нашли своего адресата, они все равно будут признаваться полученными через 7 дней после публикации соответствующих данных в Реестре повесток.

 

  • Последствия направления повестки и неявки по повестке

С даты, когда повестка считается врученной (в соответствии с порядком, описанным в пункте 3.2 Информационного письма), устанавливается запрет на выезд гражданина из Российской Федерации.

 

В случае неявки без уважительных причин по истечении 20 календарных дней со дня, указанного в повестке, в отношении гражданина применяются следующие меры:

  • запрет на государственную регистрацию в качестве ИП;
  • запрет на постановку на учет в налоговой в качестве самозанятого;
  • запрет на кадастровый учет и государственную регистрацию прав гражданина на недвижимое имущество;
  • ограничение права на управление автомобилем;
  • запрет на государственную регистрацию автомобиля;
  • отказ в выдаче потребительского кредита (займа).

 

  1. Обязанности организаций-работодателей

Новая редакция Закона о воинском учете предусматривает ряд обязанностей для организаций, в которых работают граждане, подлежащие воинскому учету.

 

  • Организации обязаны сообщать государственным органам сведения о работниках в следующих случаях:
  • в случае выявления работников, которые обязаны состоять на воинском учете, но не состоят на учете. Сведения должны быть направлены в военкомат в течение трех дней с даты выявления таких работников (пункт 1 статьи 4 Закона о военной службе);
  • в случае изменения сведений о работниках, которые подлежат воинскому учету. Сведения должны быть направлены в течение пяти дней с даты выявления изменений. Порядок направления сведений пока не определен (пункт 1 статьи 4 Закона о военной службе);
  • в случае поступления запроса из военкомата. Ответ должен быть направлен в срок не позднее двух недель с даты получения запроса (пункт 11 статьи 8.1 Закона о военной службе).

Новая редакция Закона о военной службе предусматривает, что у организаций будет возможность подавать сведения о работниках через портал «Госуслуги». Однако пока порядок передачи сведений таким способом нормативно не урегулирован.

 

  • Организации обязаны принимать меры для обеспечения явки работников в военкомат, в том числе:
  • оповещать работников о поступивших из военкомата вызовах (повестках) (пункт 1 статьи 4 Закона о военной службе);
  • вручать работникам, обязанным состоять на воинском учете, но не состоящим на учете, направление в военкомат (пункт 1 статьи 4 Закона о военной службе);
  • обеспечивать работникам возможность своевременной явки в военкомат по вызову (повестке) (пункт 1 статьи 4 Закона о военной службе).

 

Работодатель обязан вручить работнику повестку, которая поступила из военкомата, и получить у него соответствующую расписку или зафиксировать отказ в получении повестки.

Повестки могут направляться в организации как на бумаге, так и в электронной форме.