27 июля 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 26.07.2019 № 230-ФЗ, дополняющий Гражданский кодекс РФ новым средством индивидуалиции – Географическим указанием (ГУ).

ГУ устанавливает связь продукции с ее географическим происхождением и поэтому схоже с таким объектом интеллектуальной собственности как Наименование места происхождения товара (НМТР).

По сути ГУ является «упрощенной версией» НМПТ, о чем ниже приводим сравнительную таблицу:


НМТП Географическое указание
1. Свойства товара полностью зависят от места происхождения. Свойства товара лишь в значительной степени связаны с местом происхождения.
2. Товар должен быть известным, популярным. Известность не имеет значения.
3. В определенной местности осуществляются все стадии производства товара. В определенной местности осуществляется хотя бы одна из стадий производства, но имеющая существенное значение.

Важно отметить также упрощенную процедуру госрегистрации для ГУ – не требуется заключения уполномоченного органа о характеристиках товара.

Таким образом, появление ГУ позволит предоставить правовую охрану брендам, которые по своим характеристикам «не дотягивали» до НМПТ.

В свою очередь НМПТ сохранит свою актуальность для производителей, делающих акцент на особых свойствах и качестве своего продукта.