С 1 января 2025 г. вступил в силу Федеральный закон от 26.12.2024 № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вводит обязательные отчисления за распространение рекламы в Интернете.

В соответствии с внесенными изменениями в Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) с 1 апреля 2025 г. распространители рекламы в Интернете и операторы рекламных систем должны будут отчислять денежные средства в федеральный бюджет в размере 3% от суммы дохода, полученного от реализации услуг по распространению рекламы Интернете.

Ниже подробнее рассмотрим ключевые нововведения.

 

1. Плательщики обязательных отчислений

 

Обязанность по уплате обязательных отчислений в размере 3% возлагается на:

  • рекламораспространителей (все лица физические, юридические, ИП), которые оказывают услуги по размещению рекламы в Интернете;
  • операторов рекламных систем (например, рекламные платформы Яндекс.Директа и VK.Реклама и тд);
  • российских рекламодателей, которые размещают рекламу на иностранных сайтах, при условии, что она ориентирована на российских потребителей.

 

По общему правилу, рекламодатели, то есть непосредственные заказчики услуг по распространению рекламы, отчисления производить не должны.

Если лицо рекламирует свои товары (работы, услуги) на своем же сайте (то есть, услуги третьим лицам по распространению рекламы не оказываются), то обязанности по уплате отчисления также не возникает.

 

2. Порядок расчета суммы обязательных отчислений

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 18.2 Закона о рекламе базой расчета обязательных отчислений, является доход, полученный в течение квартала рекламораспространителями, операторами рекламных систем от реализации услуг по распространению в Интернете рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации.

Отсчет кварталов ведется с начала календарного года. На данный момент порядок и точные сроки уплаты обязательных отчислений законодательством еще не установлены.

В соответствии с пунктом 6 статьи 18.2 Закона о рекламе исчисление обязательных отчислений осуществляет Роскомнадзор.

Однако в случае, если российский рекламодатель заключает договор с рекламораспространителем, являющимся иностранной компанией или иностранным гражданином, а размещенная реклама ориентирована на российскую аудиторию, рекламодатель должен самостоятельно удержать из стоимости рекламы 3% обязательного отчисления и перечислить его в федеральный бюджет (п.5 ст.18.2 Закона о рекламе).

 

3. Ответственность за неуплату обязательных отчислений

 

По состоянию на дату публикации настоящей статьи специальной ответственности за неуплату обязательных отчислений закон не устанавливает.

Вместе с тем полагаем, что до момента установления специальной ответственности, в случае нарушения положений статьи 18.2 Закона о рекламе может применяться часть 1 статьи 14.3 «Нарушение законодательства о рекламе» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает в качестве наказания:

  • для физических лиц (самозанятых) – штраф 2 000–2 500 рублей;
  • для должностных лиц (ИП) – штраф 4 000–20 000 рублей;
  • для юридических лиц – штраф 100 000–500 000 рублей.

____________________

 

В настоящее время порядок уплаты обязательных отчислений законом детально не определен.

В частности, не предусмотрено, в какой момент доход от реализации услуг по размещению рекламы считается возникшим (в момент получения рекламораспространителем оплаты или в момент приемки услуг рекламодателем), не установлены конкретные сроки уплаты и санкции за неисполнение данного обязательства, не определен порядок взимания обязательного отчисления.

В этой связи в ближайшем будущем можно ожидать появления нормативно-правовых актов, которыми данные вопросы будут более подробно урегулированы.