С 2021 года вводятся дополнительные ограничения международной налоговой оптимизации
C 2021 года российским и многим иностранным компаниям при ведении трансграничного бизнеса станет еще сложнее обосновать перед налоговыми органами наличие у них права на применение налоговых льгот, предоставляемых двусторонними Соглашениями об избежании двойного налогообложения (далее – двусторонние Соглашения).
Причиной этому является начало применения со следующего года Россией Многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (далее – Конвенция). На текущую дату к Конвенции присоединилось около 90 государств.
Конвенция допускает последующие изменения Двусторонних соглашений и содержит более радикальные методы ограничения прав на налоговые льготы в сравнении с методами, используемыми ранее государствами в индивидуальном порядке (например, внесение изменений в двусторонние Соглашения, использование налоговыми органами доктрины «фактического права на доход»).
Так, Конвенция содержит доктрину «деловой цели», согласно которой компании отказывают в налоговых льготах в случае, если налоговая экономия была основной или одной из основных целей совершения сделки/реструктуризации бизнеса. Данный метод был хорошо известен российским налоговым органам и судам, однако подход к отказу сформирован более мягкий – льгота не применялась, если налоговая экономия была именно основной целью совершения сделки/реструктуризации.
Новым является метод упрощенного ограничения льгот, позволяющий только компаниям определенных категорий применять льготы двусторонних Соглашений (например, физическим лицам, компаниям, основной класс акций которых торгуется на бирже).
Конвенцией предусмотрены также специальные методы, касающиеся конкретных видов дохода (дивидендов, доходов постоянного представительства и т.д.).
Ввиду указанных нововведений рекомендуем компаниям более тщательно подходить к подготовке правовой позиции и документации, позволяющей обосновать применение льготных положений двусторонних Соглашений с учетом Конвенции.